Кукла клан
Кто и как делает спектакли в Государственном театре кукол Удмуртии
Диана Ворончихина
Журналист
15 мая 2017
Первые зрители пришли в Государственный театр кукол Удмуртии в 1935 году на постановку «Вор-нахал человеком стал». И вот уже 82 года этот дом искусства живет и работает для своей юной и взрослой публики. Как сегодня ставят спектакли и в чем особенность кукольного мира узнала корреспондент информационного агентства «Сусанин» Диана Ворончихина.
Анатомия процесса
Постановка кукольного спектакля – это строительство нового мира. По словам главного режиссера Театра кукол Галины Лихацкой, первым шагом к его созданию становится выбор пьесы. Затем режиссер остается наедине с текстом и придумывает как его оживить. После этого начинается работа с художником: обсуждается стиль, костюмы и декорации.

«Затем эскизы декораций кукол мы представляем нашим коллегам. Все это потом уходит в цеха. В цехах создается материальная часть по эскизам художника», - отметила Галина Лихацкая.

Сценические костюмы готовят в пошивочном цехе театра, где сегодня идет работа над одеждой для спектакля «По щучьему велению».
Время, которое необходимо на создание наряда, зависит от его сложности. По словам заведующей пошивочным цехом Татьяны Пушкаревой, за 30 лет ее работы в театре не было ни одного случая, чтобы мастера не успевали сшить костюм в срок.

«Сдача - святое дело», - говорит швея.

Местом «рождения» кукол и создания театральных декораций является бутафорский цех.
Также Елена Кудрявцева рассказала, что куклы бывают разные.
Кукла-перчатка
Надевается на руку актера и он управляет ей при помощи пальцев.
Кукла на тростях (тростевая кукла)
Получила свое название от тростей, при помощи которых актер управляет руками куклы. Тростевая кукла чаще всего изображает фигуру человека, реже — животных.
Планшетная
(паркетная кукла)
Театральная кукла, которая «умеет ходить» по полу, по паркету, по настилу сцены, который называется «планшет».
Для изготовления каждой куклы нужны свои виды материалов: поролон, папье-маше.

«Мы это должны соблюдать и качественно сделать куклу, чтобы актер потом оживил ее», - сказала Кудрявцева.

По словам мастера, больше всего времени уходит на изготовление кукол со сложной механикой, и над некоторыми из них приходится трудиться целый месяц.

Пока в цехах идет работа над созданием костюмов и декораций, режиссёр начинает работать с актерами.

«Мы садимся с актерами и разбираем пьесу: роли, задачи, чего мы хотим от этого спектакля. Затем выходим на площадку и начинаем работать с куклами, разбирать, сценически выстраивать. Параллельно продолжается работа со звуком и светом, и в итоге появляется спектакль», - рассказала режиссер театра Галина Лихацкая.
Вечно молодые
«Быть актером театра кукол – это судьба», – ответила актриса театра, народная артистка Удмуртии Алевтина Кравченко на вопрос о том, как стать артистом кукольного театра.
При этом немалую роль здесь играет и театральное образование, потому что человек должен научиться передавать настроение, эмоции и ощущения зрителям.
Главная сложность для актеров-кукольников – необходимость работать в режиме онлайн без права на ошибку. Но от оплошностей все же никто не застрахован. Курьезы были и в творческой карьере заслуженного артиста России, народного артиста Удмуртии Александра Мустаева. Он отметил, что больше всего смешных и нелепых ситуаций происходит во время новогодних праздников.
За несколько минут до интервью корреспонденту «Сусанина» актеры отыграли на сцене сказку «Старомодные чудеса». Спектакль рассказывает о том, как братья Андрюши-дурачка отправили его на поиски принцессы, чтобы затем он женился на ней и получил в приданое полцарства. Принцесса была заколдована, а расколдовать её мог только тот, кто совершит два великих чуда. Добрая и незамысловатая сказка, по словам актеров, учит детей состраданию и любви.

«Мы заряжаемся детской энергией и, надеемся, они нашей тоже. И мы с ними никогда не стареем, мы всегда молодые», - считает актриса театра Алевтина Кравченко.
Найди 10 отличий
Театр кукол отличается от драматического не только арсеналом выразительных средств, но и тем, что здесь визуальный ряд создается до начала работы над спектаклем.
«Чаще всего так и происходит: сначала начинают работать над пьесой, а уже впоследствии как-то постепенно появляются и костюмы, и реквизит, и декорации. В театре кукол это невозможно, потому что чтобы создать те же мизансцены нужно иметь в руках кукол, реквизит, посредством которых создается визуальная картина спектакля. В этом основная разница», - рассказала главный режиссер театра Галина Лихацкая.

Также, по ее словам, режиссер кукольного театра сталкивается с трудностями, которых у других не возникает.
«В драматическом театре ты можешь «щупать» материал прямо на сцене, вместе с актерами и это более удобный вариант для работы. А здесь очень многие вещи нужно прорабатывать в своей голове», - добавила режиссер.
Спасибо, что живой
Споры о том, что театр умрет, не прекращаются с тех самых пор, как появилось телевидение. Сегодня уже есть интернет, но театр все живет. И актеры, и режиссер кукольного театра уверены, что этот вид искусства никогда не исчезнет.
Сегодня в репертуаре Государственного театра кукол Удмуртской Республики 38 спектаклей, среди которых пьесы не только для детей, но и для взрослых. Труппа показывает свои постановки в других населенных пунктах и выезжает на фестивали, а билеты на постановки Театра кукол разлетаются, как горячие пирожки.
Made on
Tilda